История села

  Главная

 
  О Храме

 
  Богослужения

 
  Фотогалерея

 
  История села

 
  Азы Православия

 
  Контакты

 
 

 

Полтыщи с полусотней лет

Живет село Марчух.

Храни вас Бог от всяких бед,

Чтоб тыщ дожить до двух.

 

Нашему селу Марчуги почти 560 лет. Возраст солидный. Хотя конечно, лет ему на самом деле еще больше. Просто в науке принято возраст населенного пункта отсчитывать с даты , его первого упоминания в исторических документах (летописях, грамотах и т.д.). Марчуги впервые упоминаются в духовной грамоте (т.е. завещании) великой княгини Софьи Витовтовны, вдовы московского великого князя Василия I, под 1451 годом: «А из коломенских из своих сел даю внуку своему, князю Юрию, свой ж прикуп… Марчюково». В то время все наши земли принадлежали Коломенскому уезду. Кстати, в той же самой грамо­те Софьи Витовтовны упоминается среди прочих и сельцо Броничи, будущий город Бронницы. Так что Марчуги и Бронницы - ровесники.

1451 год, середина XV века. Что это было за время? Обозначим некоторые вехи. Именно в этом году родился Хрис­тофор Колумб. До открытия Америки оставалось чуть больше 40 лет.

В этом же году на Москву было нашествие ногайского царевича Мазовши. Москва спаслась благодаря заступничеству Владимирской иконы Божьей Матери.

До окончательного освобождения Руси от монголо-татарского ига оставалось около 30 лет (1480). Еще существовала Византийская империя, но до её падения оставалось всего два года. Москва еще не стала «третьим Римом», а московский Кремль в том виде, каким мы видим его теперь, еще не возник; итальянские зодчие начали строить новые кир­пичные стены только в 1485 году. Не было еще и знаменитых кремлевских соборов. Но уже была написана великая икона Рублева «Троица» (1410). В Европе только что (1445) изобрели книгопе­чатание.

Но вернемся к нашему селу. Назва­ние его писалось в разное время по-разному: Морчух, Марчух, Морчюки, Марчюково, Марчуги. Существует предание, что название происходит от имени его основателя или первого владельца некоего «хана Марчуха»; перешедшего якобы на сторону русских и принявшего крещение. Однако документальных свидетельств этого пока не найдено. Вполне возможно, что название села действительно «отименное». Во всяком случае, фа­милия Марчук до сих пор существует.

Есть и другая убедительная версия. «Марчуками» («морчюками») назывались на местном говоре заливные луга в пойме Москвы-реки между Фаустовым и нашим селом. Москва-река раньше делала в этом месте множество изгибов («марчуговские колена») и при разливе тут образовывалось целое море – «марчюки». Кстати, и село Фаустово носило ранее двойное название «Фаустово, Марчуги тож». Отсюда и знаменитый фаустовский монастырь имено­вался «Марчуговской Соловецкой пустынью».

Писцовая книга 1577 года, в которой впервые упомянуты многие из наших сел и деревень, отмечает Марчуги как село «госу­дарево», т.е. входящее в число дворцовых владении. Однако вскоре оно переходит в собственность Федора Ивановича Берсенева-Беклемишева. Его отцом был знамени­тый боярин Иван Никитич Беклемишев, получивший прозвище Берсень (т.е. «крыжовник») за свой «колючий» и строптивый ха­рактер. Острый язык в конце-концов довел его до плахи. В 1525 году «за непригожие речи о великом князе и его матери» боярину отсекли голову. Род Беклемишевых владел также и соседним селом Петровское. У Федора Беклемишева родилась дочь Ефросинья, на которой в 1571 году женился князь Михаил Федорович Пожарский. От этого брака 1 ноября 1578 года и родился будущий освободитель Москвы в 1612 году князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Дмитрии Михайлович, по преданию, проводил свои детские годы в селе Марчуги, которые к тому времени стали уже вотчиной Пожарских (село досталось Дмитрию Михайловичу от матери). В то время в селе стояла деревянная Крестовоздвженская церковь, в которой, согласно местным преданиям, князь Дмитрий пристроил придел во имя особо чтимого им святителя Николая.

Лет двести спустя, в 1768 году, когда селом уже владел род Милославских (род Пожарских пресекся), на месте деревянной была построена кирпичная, на белокаменном цоколе церковь того же названия («тщанием вдовы лейтенанта флота А.М.Милославской»), т.е. Крестовоздвиженская, существующая и по сей день.

В1844 году уездный предводитель дворянства кн. Алексей Борисович Черкасский (село Марчуги через двоюродную сестру Анны Милославской Евдокию отошло уже к Черкасским) получил разрешение на пристройку к церкви двух приделов; в 1848 году они и были построены. Один, как и в старой деревянной церкви, был освящен во имя св.Николая, а другой - во имя святых страстотерпцев братьев Бориса и Глеба. День памяти этих свя­тых (15 мая нов.ст.) в Марчугах и по сей день отмечается как престольный праздник.

Еще через 10 лет, уже «тщанием» вдовы князя княгини М.Н.Черкасской к цер­кви пристроили колокольню и церковь приняла тот вид, который мы можем наблюдать сейчас.

Интересно, что марчуговская церковь счастливо избежала участи большинства наших храмов, закрытых, разграбленных и разоренных в 30-е годы. Когда отряд активистов явился в Марчуги, чтобы ликвидировать церковь, он наткнулся на запертые двери. Староста церкви исчезла вместе с ключами. Попытки выло­мать дверь не увенчались успехом, активисты уехали, решив, оче­видно, отложить закрытие до другого раза. Но этот «другой раз» так и не наступил, видимо, руки не дошли (прав­да, в соседних селах, Петровском и Кон­стантинове, акция по закрытию полностью удалась...). Героическая женщина с ключами от храма скрывалась все это время в подвале у знакомых.

Жители села Марчуги издавна подрабатывали тем, что тянули вверх но те­чению барки с товарами. Тянули не как бурлаки, а используя конную тягу. За одну ходку от Коломны до Москвы можно было заработать до 50 рублей. Такие артели коноводов существовали в Марчугах вплоть до 1911 года. В этом году в селе насчитывалось 180 дворов и име­лось начальное земское училище. Здесь же была усадьба графа С.В.Орлова-Да­выдова (не сохранилась). В 1926 году село являлось центром Спасской волости, здесь же находился и волисполком. По данным переписи тогда в Марчугах находился 201 двор, где проживало 867 человек.

 
   

Сайт Марчуги «» © 2010